05:54 Всероссийский журнал «Педмастерство» конференция «Современные подходы к образованию» |
Проблема обучения, воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья Черданцева Татьяна Андреевна, Алтайский край г. Барнаул КГБОУ "АКПЛ", КЦДОДИ, учитель истории и обществознания. Надомное обучение, с применением дистанционных образовательных технологий, детей с ОВЗ. Будылина Ольга Михайловна, МБОУ «СОШ № 64», учитель английского языка. Головина Ирина Валерьевна, МБОУ «Гимназия № 80», учитель математики и информатики.
Мир не нужно понимать, нужно лишь найти в нем свое место. Альберт Эйнштейн Идея «переход от школы знаний к школе компетенций» стала в последнее время неким лозунгом, призывающим к обновлению отечественного образования. И если этот лозунг рассматривать применительно к здоровому ребенку, то все предельно ясно: получаемые в процессе обучения знания должны постоянно приносить определенные дивиденды в виде жизненно необходимых компетенций, помогающих ученику отыскать именно ему предназначенное «свое место», а не быть простым запасом сведений из предметных областей. Но как же меняется смысл задекларированного лозунга, если речь идет о детях с ОВЗ. Сам термин «дети с ОВЗ» иногда являет собой некую грусть и безысходность и, если посмотреть шире, то эти дети страдают не только от собственных ограничений, но и испытывают ограничения со стороны общества (ограниченные ограничения), которое зачастую (в бытовом смысле) рассматривает их как балласт. Разовые акции, директивы сверху мало что меняют в жизни детей с ОВЗ, нужно изменить сознание людей - не заставлять любить таких детей, но принять их как равноправных членов общества.
Проблема обучения, воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится в последнее время актуальной и значимой. Решением проблемы обучения детей с ОВЗ становится развитие дистанционных технологий. Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ является основной и наиболее эффективной, это часто единственный шанс получить желаемое образование. Для данной категории детей первостепенно важным остается оказание им помощи в самореализации, успешной социализации и свободном пребывании в обществе. Группа детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно неоднородна, так как к ней относятся учащиеся с разными нарушениями: это могут быть нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы и др. И приоритетным направлением в работе с такими детьми является индивидуализация процесса обучения. Учитель создает для ребенка с помощью Интернет - технологий (Skype) безбарьерную информационно-образовательную среду и помогает в ней ориентироваться. Главная задача образовательного учреждения – дать ученику необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации. Использование Интернет-технологий в дистанционном обучении детей-инвалидов
Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность:
Основные цели дистанционного образования можно свести к следующим:
Среди критериев эффективности дистанционного обучения выделяются 2 категории:
При этом следует отметить, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования. Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку. Возможная нерегулярность посещения учебных занятий в массовой или специализированной школе, связанная с ограничением передвижения, заменяется обучением в удобное и подходящее для ребенка время. Гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу. Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается — берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере. В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.). Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей, обучаясь в массовой школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, «нездоровое» соперничество при сравнении себя с другими. Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия c педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line. В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие. В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы. В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки. При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей педагога в учебном процессе; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения Кроме того, обучая «особых» детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. Особенности обучения детей-инвалидов с использованием сетевых образовательных ресурсов.Возможность реализации индивидуально-ориентированного подхода Реализация дистанционного обучения предусматривает проектирование сетевым учителем уроков по специальной технологической карте, используемой как механизм индивидуализации учебного процесса через применение различных индивидуально-ориентированных моделей организации урока, учебных планов в соответствии с образовательными потребностями и возможностями детей - инвалидов. Гибкость организационной структуры учебной деятельности В условиях обучения детей с ОВЗ особенную важность приобретает приоритетная задача образования - сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Возможность организации групповой работы. В условиях дистанционного обучения детей-инвалидов особую роль играет организация групповых форм обучения. Во-первых, учащиеся получают возможность общаться, что для данной категории школьников очень ценно, во-вторых, не посещая школу, ребята имеют возможность сотрудничать в учебном пространстве с одноклассниками. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет сформировать виртуальный класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути её решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Использование данной формы организации обучения позволяет успешно продолжать формирование навыков самообучения. Возможность интенсификации процесса обучения Планирование индивидуальной учебной деятельности является предметом обсуждения и согласования каждого учащегося со своим сетевым преподавателем. Дети с ОВЗ нередко проходят плановое лечение в стационарах, в связи с чем варьируется темп освоения учебного материала, возникают значительные промежутки в занятиях, после которых учебный процесс может быть ускорен. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, одновременно не вызывая излишней нервозности и тревожности. Исходя из своего, пока небольшого, опыта работать дистанционно, можно сделать несколько выводов:
Приложение 1 Примерный план проведения урока Список используемой литературы 1. Приказы Департамента образования и науки от 20 июля 2011 года № 3892 «О модернизации общеобразовательных учреждений путём организации в них дистанционного обучения для обучающихся»; от 18 августа 2011 года № 4288 «Об организации обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» 2. Кривоносова Т. Правовой статус детей – инвалидов и детей с ОВЗ в новом законе об образовании.- //Справочник руководителя ОУ, 2013, №10 3. Примерный порядок организации дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих ОУ.- //Юридический журнал директора школы, 2009, №4 4. Айшервуд, М. М. Полноценная жизнь инвалида [Текст]: / Пер. с англ. – М. : Педагогика, 2007. 5. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. Малофеев Н.А. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики.-//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, №6. 6. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение [Текст]: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009. Кривоносова Т. Правовой статус детей – инвалидов и детей с ОВЗ в новом законе об образовании.- //Справочник руководителя ОУ, 2013, №10 Приказы Департамента образования и науки от 20 июля 2011 года № 3892 «О модернизации общеобразовательных учреждений путём организации в них дистанционного обучения для обучающихся»; от 18 августа 2011 года № 4288 «Об организации обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» Примерный порядок организации дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих ОУ.- //Юридический журнал директора школы, 2009, №4 Айшервуд, М. М. Полноценная жизнь инвалида [Текст]: / Пер. с англ. – М. : Педагогика, 2007. – 88с Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. Малофеев Н.А. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики.-//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, №6. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение [Текст]: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.
|
|
Всего комментариев: 0 | |