13:12 Собственная методическая система |
ЧЕРДАНЦЕВА ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 80» Собственная методическая система В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи перед школой. Целью образовательной деятельности является обеспечение развития конкурентоспособной личности. Рис.1 В моем понимании акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей», для реализации цели мною разработана и постоянно совершенствуется собственная система методической работы. Я уверена, чтобы методическая система действовала эффективно надо стремиться к тому, чтобы на протяжении всего учебно-воспитательного процесса постоянно присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: «все, что становится обыденным, мало ценится». Важным лозунгом образования сегодня является лозунг «Образование на протяжении всей жизни». В соответствии с новыми стандартами (ФГОС второго поколения), нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Моя методическая система эффективно реализуется через использование продуктивных педагогических технологий. Особое внимание уделяю использованию ИКТ, которые являются инструментарием в моей методической системе, мощным усилением образовательного потенциала, ибо конкурентоспособная личность – это высокообразованная личность, компетентная и деятельная.
Рис.2
Показателем формирования осознанного отношения к использованию компьютерных технологий в повседневной жизни является созданный учеником 8 класса информационный проект «Во что мы играем...» (2014 - Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Эврика» Диплом победителя 3 степени). Разработана памятка «Рекомендации использования компьютерных игр в досуге подростков». Большую значимость в моей методической системе занимает проектная технология, так как применение данной технологии побуждает учащихся проявлять способность: · к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода; · к целеполаганию; · к самообразованию и самоорганизации; · к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; · умения делать выбор и принимать решения. Таким образом, актуальность технологии проектного обучения в моей деятельности определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности. Гимназия реализует программу «Одаренные дети» (2012-2015 гг.), принимаю активное участие в реализации программы, постоянно работаю над совершенствованием методов обучения, инновационной деятельности. В моей методической системе проектная технология занимает главную позицию. Опыт высоко оценен, информация представлена в СМИ. Виды проектов, над которыми работают учащиеся: - исследовательские, основанные на исследовательском методе, предполагающем четкость структуры, актуальность и социальную значимость; - творческие основываются на методах способствующих реализации творческих способностей учащихся (например, создание газеты, радиопередачи, видеофильма); - информационные основываются на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до аудитории. Особе внимание в своей работе, т.к. я работаю в настоящее время в среднем звене, уделяю исследованию своих корней, знанию прошлого своей семьи. К сожалению, во многих семьях фамильная память очень короткая. Некоторые учащиеся не знают даже имен отчеств, а порой и фамилии своих бабушек и дедушек, девичью фамилию матери; традиций, которые существовали в семье на протяжении нескольких поколений. Участники НОУ гимназии «Импульс» на протяжении нескольких лет занимаются проектной деятельностью по созданию семейных родословных. Проект «Моя родословная» состоит из следующих этапов:
Шаги реализации проекта «Моя родословная» выглядят следующим образом: - на уроках истории и обществознания учащиеся изучают родословные династий российских правителей, знакомятся с традициями культуры народа. На занятиях НОУ учащиеся обучаются азам исследовательской работы, учатся методам работы с различными историческими источниками. Обучаются правилам составления генеалогического древа; - далее учащиеся собирают информацию в семье, работают с устным источником – воспоминаниями (хорошо, если в этом деле им помогают их родители и родственники). Самым важным и ценным является участие всей семьи учащегося в создании и сохранении фамильной истории. Изучая свою родословную, учащиеся больше общаются со своими родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками. Совместными усилиями осуществляют поиск источников по изучению семейной истории, народных традиций в семье. Из исследовательской работы «Моя родословная» ученика 5 класса: «История – это прошлое человека. Не только человечества в широком смысле этого слова, но и каждого человека в отдельности. У человека должны быть корни. Чтобы передать в наследство своим потомкам, необходимо узнать свое прошлое. И нужно знать не только историю своей страны, но и историю своей семьи, какой след оставили предки в истории России и малой Родины. Мне захотелось узнать, а какие они – мои корни? Оказывается, есть специальная наука, которая и занимается изучением семей и родов. Эта наука называется генеалогией. С самого раннего детства мои ближайшие родственники: родители, бабушки и дедушки рассказывали мне истории из их жизни, любили повторять, как было у них. Событие и истории, которые происходили с моими родственниками, всегда волновали меня. Я очень любил рассматривать фотографии из семейного архива, особенно очень старинные, кое-что мы пытались выяснить, посещая Центральное Хранилище Архивного фонда алтайского края. На родственников, про которых мне удалось собрать информацию, я составил генеалогические карточки. Все данные я систематизировал, что помогло мне составить родословную роспись. Рассматривая фотографии, документы и изучая их, я каждый раз совершаю путешествие в прошлое. Мне захотелось узнать больше о моей семье, о моих родственниках, о моей родословной. Я решил, что должен попробовать составить древо моей семьи. Оказалась, что это нелегкая и довольно кропотливая работа. Но она увлекла меня, мне захотелось не только вписать фамилии, но и узнать какой след оставили мои предки в истории, чем я могу гордиться и что я могу передать по наследству». Получив первые результаты поиска сведений об истории семьи, учащиеся могут составить своё родословное древо. Исследуя традиции в своей семье, касающейся народной культуры, ученики гимназии, подходят к изучению творческим образом: «Приезжая летом к бабушке, Матрёне Тихоновне, в деревню Сидоровка Топчихинского района, я с интересом рассматривал её прялки. А их у неё целых пять. Прясть научила её мама Прасковья Трофимовна - моя прабабушка. Прядёт бабушка только зимой, а летом теребит шерсть, отбирая из неё мусор, делает маленькие кудельки. Работа очень кропотливая и требует усидчивости. Когда я читал русские сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказке о рыбаке и рыбке», меня заинтересовало то, что часто упоминается прялка: «Три девицы под окном пряли поздно вечером…» или За прялкой девушки и женщины проводили много времени: «В избушке, распевая, дева Я задумался: «Какое значение имело данное приспособление в жизни наших предков, если прядению уделяется такое большое внимание в сказках, пословицах?» Я спросил у своей бабушки: «А кто делал прялки?» Ранее многие мужчины в деревне владели этим искусством и изготовляли прялки для своих близких. Они передавались от матерей, свекровей, соседок, кто изготовил её прялки, она не знает. Значит, есть в прялке что-то важное, значимое, без чего русского человека нельзя себе и представить». Или: «У нас дома есть вещи, к которым особое отношение – это рушники. Мне стало интересно, а почему с таким уважением, бережливостью моя семья относится к этим предметам быта? Рушник у моей прабабушки, Раковой Александры Егоровны, сохранился с давних времен. Он ей достался от ее мамы. Бабушка говорит, что ему больше ста лет: «Мне нравится рушник. Рушник это украшение праздника. Это ручная работа. Он вышит гладью, а кружева выполнены крючком». Мама моей прабабушки вышивала сама узоры на полотенце. Сейчас моей прабабушке 85 лет. На свадьбах на таком рушнике всегда лежал каравай. У моей мамы на свадьбе на этом рушнике лежал каравай. В нашей семье рушник передается по наследству. У моей прабабушки бабушка этим рушником завешивала иконы. В современном мире, когда старинные обычаи и традиции уступают место прогрессу, роль рушника остаётся такой же, как и столетия назад». Изучая свою родословную, традиции в семье, народные традиции учащиеся выходят на такие темы исследования:
Восстанавливая семейную историю, изучая народные традиции, сохранившиеся в семье, учащиеся тем самым приумножают духовные ценности и сами более активно приобщаются к ним. Особенно радует преемственность, когда работу выпускника гимназиста продолжают его младшие брат или сестра, обучающиеся в гимназии. Совместный поиск информации, изучение своей истории, культурных традиций воспитывает историческую память, способствует формированию активной жизненной позиции, пробуждает и укрепляет интерес к истории страны. Таким образом, через уроки истории, заседания НОУ, работу с семейным архивом, складывается интерес учащихся к истории Отечества, культуре своего края, семьи. Учащиеся развивают исследовательские навыки, учатся оформлять доклады и творческие работы, принимают участие в конкурсах и выступают с докладами на конференциях. Рис.3 Анкетирование «Чему удалось научиться в ходе работы над проектами?» О.Д.Доровских, педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 80» г. Барнаула. Справка о результатах анкетирования учащихся 7-8 классов (февраль 2014гг.) Опыт представлен на заседании научно-методического совета гимназии в форме обобщения педагогического опыта по теме «Проектная деятельность учащихся» (протокол №4 от 07.02.2013г.) С сентября 2012 года являюсь руководителем творческой группы «Выявление и развитие талантливых учащихся». (Участие в Краевой научно-практической конференции «Проектная деятельность учащейся молодежи» 07 февраля 2013 г. – «Проектная деятельность учащихся») Активно работаю над реализацией программы развития гимназии «Работа с одаренными детьми». Важную роль в моей методической системе играют здоровьесберегающие технологии. Использую различные здоровьесберегающие технологии, в том числе динамические, что способствует укреплению физического и нравственного здоровья учащихся, так как здоровье школьников, выступает в качестве одного из важнейших условий и результатов образования. Эффективность и результативность моей методической системы в настоящее время ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ текущей динамикой позитивных перемен:
Рис.4 Количество призовых мест у моих учеников на конкурсах и конференциях различного уровня (2011-2014 гг.) Эффективность и результативность моей методической системы в настоящее время ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ моей учительской успешностью и признанием высоких результатов (во многих профессиональных конкурсах, рост количества публикаций, представление к отраслевым наградам, общественное признание) и возможностью поделиться своим опытом с коллегами: Рис.5 Участие в профессиональных конкурсах Рис.6 Количество публикаций - Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации победителю конкурса лучших учителей Российской Федерации – 2008; - Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов; - присвоено звание «Ветеран труда Алтайского края»; - Диплом за подготовку научных докладов к 2 межрегиональной (с международным участием) научно-творческой студенческой конференции «Развитие социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика» Алтайской государственной академии культуры и искусств; - Благодарственные письма Комитета образования Города Барнаула за многолетнее участие и подготовку призеров городских научно-практических конференций школьников «История моего края и города»; - Отзыв учредителей конференций в Томском институте Академии ВЭГУ об участии в работе круглых столов, проводимых в рамках научно-практических конференций; - Отзыв учредителей конференций в Томском институте Академии ВЭГУ об участии в работе круглых столов, проводимых в рамках научно-практических конференций, отзывы учителей (Лугина Р.А., Шарикова Е.А., Степанова Л.Е., Крикунова М.В., Романенкова И.Л.).
|
|
Всего комментариев: 0 | |