Главная » 2017 » Ноябрь » 26 » Собственная методическая система
13:12
Собственная методическая система

ЧЕРДАНЦЕВА ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА

МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 80»

Собственная методическая система

    В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи перед школой. Целью образовательной деятельности является обеспечение развития конкурентоспособной личности.

Рис.1

    В моем понимании акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей», для реализации цели мною разработана и постоянно совершенствуется собственная система методической работы. Я уверена, чтобы методическая система действовала  эффективно надо стремиться к тому, чтобы на протяжении всего учебно-воспитательного процесса постоянно присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: «все, что становится обыденным, мало ценится». Важным лозунгом образования сегодня является  лозунг «Образование на протяжении всей жизни». В соответствии с новыми стандартами (ФГОС второго поколения), нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.  

Моя методическая система эффективно реализуется  через использование продуктивных педагогических технологий.

Особое внимание уделяю использованию ИКТ, которые являются инструментарием в моей методической системе,  мощным усилением образовательного потенциала, ибо конкурентоспособная  личность – это высокообразованная личность, компетентная и деятельная.

 

Рис.2

 

Показателем формирования осознанного отношения к использованию компьютерных технологий в повседневной жизни является созданный учеником 8 класса информационный проект «Во что мы играем...» (2014 - Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Эврика» Диплом победителя 3 степени). Разработана памятка «Рекомендации использования компьютерных игр в досуге подростков».

Большую значимость в моей методической системе занимает проектная технология, так как применение данной технологии побуждает учащихся проявлять способность:

·   к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;

·   к целеполаганию;

·   к самообразованию и самоорганизации;

·   к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

·   умения делать выбор и принимать решения.

Таким образом, актуальность технологии проектного обучения в моей деятельности определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися  системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит  многостороннее развитие растущей  личности. Гимназия реализует программу «Одаренные дети» (2012-2015 гг.), принимаю активное участие в реализации программы, постоянно работаю над совершенствованием методов обучения, инновационной деятельности. В моей методической системе проектная технология занимает главную позицию. Опыт высоко оценен, информация представлена в СМИ.

Виды проектов, над  которыми работают учащиеся:

- исследовательские, основанные на исследовательском методе, предполагающем четкость структуры, актуальность и социальную значимость;

- творческие основываются на методах способствующих реализации творческих способностей учащихся (например, создание газеты, радиопередачи, видеофильма);

-  информационные основываются на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до аудитории.

Особе внимание в своей работе, т.к. я работаю в настоящее время в среднем звене, уделяю исследованию своих корней, знанию прошлого своей семьи.

К сожалению, во многих семьях фамильная память очень короткая. Некоторые учащиеся не знают даже имен отчеств, а порой и фамилии своих бабушек и дедушек, девичью фамилию матери; традиций, которые существовали в семье на протяжении нескольких поколений. Участники НОУ  гимназии «Импульс» на протяжении нескольких лет занимаются проектной деятельностью по созданию семейных родословных.

Проект «Моя родословная» состоит из следующих этапов:

  1. «Родословное древо».

  2. «Биографические справки».

  3. «От истории своей семьи к истории страны».

  4. Успешной реализации проекта «Моя родословная» способствуют: уроки по истории России и обществознанию, заседания научного общества учащихся (НОУ), помощь семьи учащегося.

  5. Знакомство с традициями в семье.

Шаги реализации проекта «Моя родословная» выглядят следующим образом:

- на уроках истории и обществознания учащиеся изучают родословные династий российских правителей, знакомятся с традициями культуры народа. На занятиях НОУ учащиеся обучаются азам исследовательской работы, учатся методам работы с различными историческими источниками. Обучаются правилам составления генеалогического древа;

- далее учащиеся собирают информацию в семье, работают с устным источником – воспоминаниями (хорошо, если в этом деле им помогают их родители и родственники). Самым важным и ценным является участие всей семьи учащегося в создании и сохранении фамильной истории. Изучая свою родословную, учащиеся больше общаются со своими родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками. Совместными усилиями осуществляют поиск источников по изучению семейной истории, народных традиций в семье.

Из исследовательской работы «Моя родословная» ученика 5 класса:

«История – это прошлое человека. Не только человечества в широком смысле этого слова, но и каждого человека в отдельности.

У человека должны быть корни. Чтобы передать в наследство своим потомкам, необходимо узнать свое прошлое. И нужно знать не только историю своей страны, но и историю своей семьи, какой след оставили предки в истории России и малой Родины. Мне захотелось узнать, а какие они – мои корни? Оказывается, есть специальная наука, которая и занимается изучением семей и родов. Эта наука называется генеалогией.

С самого раннего детства мои ближайшие родственники: родители, бабушки и дедушки рассказывали мне истории из их жизни, любили повторять, как было у них. Событие и истории, которые происходили с моими родственниками, всегда волновали меня. Я очень любил рассматривать фотографии из семейного архива, особенно очень старинные, кое-что мы пытались выяснить, посещая Центральное Хранилище Архивного фонда алтайского края. На родственников, про которых мне удалось собрать информацию, я составил генеалогические карточки. Все данные я систематизировал, что помогло мне составить родословную роспись. Рассматривая фотографии, документы и изучая их, я каждый раз совершаю путешествие в прошлое. Мне захотелось узнать больше  о моей семье, о моих родственниках, о моей  родословной.

Я решил, что должен попробовать составить древо моей семьи. Оказалась, что это нелегкая и довольно кропотливая работа. Но она увлекла меня, мне захотелось не только вписать фамилии, но и узнать какой след оставили мои предки в истории, чем я могу гордиться и что я могу передать по наследству».

Получив первые результаты поиска сведений об истории семьи, учащиеся могут составить своё родословное древо.

Исследуя  традиции в своей семье, касающейся народной культуры,  ученики гимназии, подходят к изучению творческим  образом:

«Приезжая летом к бабушке, Матрёне Тихоновне, в деревню Сидоровка Топчихинского района, я  с интересом рассматривал её прялки. А их у неё целых пять. Прясть  научила её мама Прасковья  Трофимовна  - моя прабабушка.

Прядёт бабушка только зимой, а летом теребит шерсть, отбирая  из неё мусор,   делает маленькие кудельки. Работа очень кропотливая и требует усидчивости.

Когда я читал русские сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказке о рыбаке и рыбке», меня заинтересовало то, что часто упоминается прялка:

«Три девицы под окном пряли поздно вечером…»

или
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу».

За прялкой девушки и женщины проводили  много времени:

«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней».

Я задумался: «Какое значение имело данное приспособление в жизни наших предков, если прядению уделяется такое большое внимание в сказках, пословицах?»

Я спросил у своей бабушки: «А кто делал прялки?» Ранее многие мужчины в деревне владели этим искусством и изготовляли прялки для своих близких.  Они передавались от матерей, свекровей, соседок,  кто изготовил её    прялки,  она не знает.

Значит, есть в прялке что-то важное, значимое, без чего русского человека нельзя себе и представить».

Или:

«У нас дома есть вещи, к которым особое отношение – это рушники. Мне стало интересно, а почему с таким уважением, бережливостью моя семья относится к этим предметам быта?

Рушник у  моей прабабушки, Раковой Александры Егоровны, сохранился с давних времен.  Он ей достался от ее мамы. Бабушка говорит, что ему больше ста лет: «Мне нравится рушник. Рушник это украшение праздника. Это ручная работа. Он вышит гладью, а кружева выполнены крючком». Мама моей  прабабушки вышивала сама узоры на полотенце. Сейчас моей прабабушке 85 лет.

На свадьбах на таком рушнике всегда лежал каравай. У моей мамы на свадьбе на этом рушнике лежал каравай. В нашей семье рушник передается по наследству.

У моей прабабушки бабушка этим рушником завешивала иконы.

В современном мире, когда старинные обычаи и традиции уступают место прогрессу,  роль рушника остаётся такой же, как и столетия назад».

Изучая свою родословную,  традиции в семье, народные традиции учащиеся выходят на такие темы исследования:

  • История семьи на фоне истории страны.

  • Мой дед – солдат Отчизны.

  • Репрессии в судьбе семьи.

  • Трудовая биография моей семьи

  • Рушник – символ духовной культуры русского народа.

  • Войны в судьбе моей семьи.

  • Люди, которые живут рядом.

  • Прялка, как элемент духовной культуры.

Восстанавливая семейную историю, изучая народные традиции, сохранившиеся в семье, учащиеся тем самым приумножают духовные ценности и сами более активно приобщаются к ним. Особенно радует преемственность, когда работу выпускника гимназиста продолжают его младшие брат или сестра, обучающиеся в гимназии. Совместный поиск информации, изучение своей истории, культурных традиций воспитывает историческую память, способствует формированию активной жизненной позиции, пробуждает и укрепляет интерес к истории страны.

Таким образом, через уроки истории, заседания НОУ, работу с семейным архивом, складывается интерес учащихся к истории Отечества, культуре своего края, семьи. Учащиеся развивают исследовательские навыки, учатся оформлять доклады и творческие работы, принимают участие в конкурсах и выступают с докладами на конференциях.

Рис.3 Анкетирование «Чему удалось научиться в ходе работы над проектами?»

О.Д.Доровских,

педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 80» г. Барнаула. Справка о результатах анкетирования учащихся 7-8 классов (февраль 2014гг.)

Опыт  представлен на  заседании научно-методического совета гимназии в форме обобщения педагогического опыта по теме «Проектная деятельность учащихся» (протокол №4 от 07.02.2013г.)  С сентября  2012 года являюсь руководителем творческой группы «Выявление и  развитие талантливых учащихся». (Участие в Краевой научно-практической конференции «Проектная деятельность учащейся молодежи» 07 февраля 2013 г. – «Проектная деятельность учащихся») Активно работаю над реализацией программы развития гимназии «Работа с одаренными детьми».

Важную роль в моей методической системе играют здоровьесберегающие технологии. Использую различные здоровьесберегающие технологии, в том числе динамические, что способствует укреплению физического и нравственного здоровья учащихся, так как здоровье школьников, выступает в качестве одного из важнейших  условий и результатов образования.

Эффективность и результативность моей методической системы в настоящее время ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ  текущей динамикой позитивных перемен:

 

Рис.4  Количество призовых мест у моих учеников на конкурсах и конференциях различного уровня (2011-2014 гг.)

Эффективность и результативность моей методической системы в настоящее время ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ моей учительской успешностью  и признанием высоких результатов (во многих профессиональных конкурсах, рост количества публикаций,  представление к отраслевым наградам, общественное признание) и возможностью поделиться своим  опытом с коллегами:

Рис.5 Участие в профессиональных конкурсах

Рис.6  Количество публикаций

- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации победителю конкурса лучших учителей Российской Федерации – 2008;

- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов;

-  присвоено звание «Ветеран труда Алтайского края»;

- Диплом за подготовку научных докладов к 2 межрегиональной (с международным участием) научно-творческой студенческой конференции «Развитие социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика» Алтайской государственной академии культуры и искусств;

- Благодарственные письма Комитета образования Города Барнаула за многолетнее участие и подготовку призеров городских научно-практических конференций школьников «История моего края и города»;

    - Отзыв учредителей конференций в Томском институте Академии ВЭГУ об участии в работе круглых столов, проводимых в рамках научно-практических конференций;

   - Отзыв учредителей конференций в Томском институте Академии ВЭГУ об участии в работе круглых столов, проводимых в рамках научно-практических конференций, отзывы учителей (Лугина Р.А., Шарикова Е.А., Степанова Л.Е., Крикунова  М.В., Романенкова И.Л.).

 

 

Просмотров: 166 | Добавил: pwndyo | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0