13:11 Проектная деятельность учащихся |
ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ НОУ ВПО «ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» г. Томск, Российская Федерация УНИВЕРСИТЕТ «МИРАС» г. Шымкент, Республика Казахстан Международная научно-практическая конференция «VI исторические чтения Томского института Академии ВЭГУ», 15-16 мая 2013 г. «Проектная деятельность учащихся» Название секции История России
Черданцева Татьяна Андреевна, учитель истории, МБОУ «Гимназия № 80», Будылина Ольга Михайловна, учитель английского языка МБОУ «СОШ № 64», город Барнаул, Алтайский край
Проектная деятельность учащихся «Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков! И нет страшнее проклятия, чем забвение» Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность: · к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода; · к целеполаганию; · к самообразованию и самоорганизации; · к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; · умения; · делать выбор и принимать решения. Рассмотрим применение проектной технологии на примере темы «Семья как ценность общества». Семья – это слово много значит для каждого человека. В этом слове – покой и счастье, история и судьба, в нём смысл жизни. Среди человеческих чувств одно из самых добрых – чувство любви к своей семье, её прошлому, своим корням. Знание своих корней, знание прошлого своей семьи, необходимо каждому человеку. Изучая родословную своей семьи, у учащегося возникает возможность познакомиться с народными традициями, сохраненными в семье. Цель: определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании семейных родословных, традиций в семье. Задачи:
Изучение истории своей семьи, народных традиций в семье для учащихся является актуальным на протяжении нескольких лет. Сегодня – это проектная деятельность учащихся, реализуется через работу Научного общества учащихся (НОУ). В процессе преподавания учителю приходится сталкиваться с такими проблемами:
К сожалению, во многих семьях фамильная память очень короткая. Некоторые учащиеся не знают даже имен, отчеств, а порой и фамилии своих бабушек и дедушек, девичью фамилию матери; традиций, которые существовали в семье на протяжении нескольких поколений. Участники НОУ на протяжении нескольких лет занимаются проектной деятельностью по созданию семейных родословных. Проект "Моя родословная" состоит из следующих этапов: 1. "Родословное древо". 2. "Биографические справки". 3. "От истории своей семьи к истории страны". 4. Успешной реализации проекта "Моя родословная" способствуют: уроки по истории России и обществознанию, заседания научного общества учащихся (НОУ), помощь семьи учащегося. 5. Знакомство с традициями в семье. Шаги реализации проекта "Моя родословная" выглядят следующим образом: На уроках истории и обществознания, английского языка учащиеся изучают родословные династий российских правителей, знакомятся с традициями культуры народа. На занятиях НОУ учащиеся обучаются азам исследовательской работы, учатся методам работы с различными источниками. Обучаются правилам составления генеалогического древа. Из исследовательской работы «Моя родословная» ученика 5 класса: «История – это прошлое человека. Не только человечества в широком смысле этого слова, но и каждого человека в отдельности. У человека должны быть корни. Чтобы передать в наследство своим потомкам, необходимо узнать свое прошлое. И нужно знать не только историю своей страны, но и историю своей семьи, какой след оставили предки в истории России и малой Родины. Мне захотелось узнать, а какие они – мои корни? Оказывается, есть специальная наука, которая и занимается изучением семей и родов. Эта наука называется генеалогией. Я решил, что должен попробовать составить древо моей семьи. Оказалась, что это нелегкая и довольно кропотливая работа. Но она увлекла меня, мне захотелось не только вписать фамилии, но и узнать какой след оставили мои предки в истории, чем я могу гордиться и что я могу передать по наследству». Получив первые результаты поиска сведений об истории семьи, учащиеся могут составить своё родословное древо. Изучая свою родословную, народные традиции учащиеся выходят на такие темы исследования:
Восстанавливая семейную историю, изучая народные традиции, сохранившиеся в семье, учащиеся тем самым приумножают духовные ценности и сами более активно приобщаются к ним. Особенно радует преемственность, когда работу выпускника продолжают его младшие брат или сестра. Совместный поиск информации, изучение своей истории, культурных традиций воспитывает историческую память, способствует формированию активной жизненной позиции, пробуждает и укрепляет интерес к истории страны. Изучение своей родословной развивает у учащихся гуманистическое мышление, личностное отношение к истории. Учащиеся ощущают самую живую связь с прошлым своей страны, учатся понимать настоящее. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных способствует сохранению исторической памяти, сближению поколений и позволяет приобщить учащихся к изучению истории повседневности, истории семьи, родного края и страны. Сохранение семейной истории, народных традиций, изучение прошлого семьи способствует складыванию у учащихся гражданской позиции, развивает личностное отношение к истории и культуре. |
|
Всего комментариев: 0 | |