Главная » 2017 » Ноябрь » 26 » Проектная деятельность учащихся
13:11
Проектная деятельность учащихся

ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ НОУ ВПО «ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» г. Томск, Российская Федерация

УНИВЕРСИТЕТ «МИРАС» г. Шымкент, Республика Казахстан

Международная научно-практическая конференция «VI исторические чтения Томского института Академии ВЭГУ»15-16  мая 2013 г.

«Проектная деятельность учащихся»

Название секции  История России

 

Черданцева Татьяна Андреевна,

учитель истории,

МБОУ «Гимназия № 80»,

Будылина Ольга Михайловна,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 64»,

город Барнаул, Алтайский край

 

Проектная деятельность учащихся

«Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков! И нет страшнее проклятия, чем забвение»

Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность:

·   к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;

·   к целеполаганию;

·   к самообразованию и самоорганизации;

·   к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

·   умения;

·   делать выбор и принимать решения.

Рассмотрим применение проектной технологии на примере темы «Семья как ценность общества». Семья – это слово много значит для каждого человека. В этом слове – покой и счастье, история и судьба, в нём смысл жизни. Среди человеческих чувств одно из самых добрых – чувство любви к своей семье, её прошлому, своим корням. Знание своих корней, знание прошлого своей семьи, необходимо каждому человеку. Изучая родословную своей семьи, у учащегося возникает возможность познакомиться с народными традициями, сохраненными в семье.

Цель: определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании семейных родословных, традиций в семье.

Задачи:

  • формирование интереса к истории и культуре Отечества, своего края, семьи и воспитание гражданина;
  • развитие у учащихся исследовательских навыков;
  • создание и систематизация учащимися их семейного архива.

Изучение истории своей семьи, народных традиций в семье для учащихся является актуальным на протяжении нескольких лет. Сегодня – это проектная деятельность учащихся, реализуется через работу Научного общества учащихся (НОУ).

В процессе преподавания учителю приходится сталкиваться с такими проблемами:

  • непонимание учащимися значимости изучения истории и культуры Отечества;
  • недостаточно сформирован у учащихся интерес к отечественной истории и культуры, к истории малой родины;
  • незнание учащимися истории и традиций собственной семьи.

К сожалению, во многих семьях фамильная память очень короткая. Некоторые учащиеся не знают даже имен, отчеств, а порой и фамилии своих бабушек и дедушек, девичью фамилию матери; традиций, которые существовали в семье на протяжении нескольких поколений. Участники НОУ на протяжении нескольких лет занимаются проектной деятельностью по созданию семейных родословных.

Проект "Моя родословная" состоит из следующих этапов:

1.     "Родословное древо".

2.     "Биографические справки".

3.     "От истории своей семьи к истории страны".

4.     Успешной реализации проекта "Моя родословная" способствуют: уроки по истории России и обществознанию, заседания научного общества учащихся (НОУ), помощь семьи учащегося.

5.     Знакомство с традициями в семье.

Шаги реализации проекта "Моя родословная" выглядят следующим образом:

На уроках истории и обществознания, английского языка учащиеся изучают родословные династий российских правителей, знакомятся с традициями культуры народа. На занятиях НОУ учащиеся обучаются азам исследовательской работы, учатся методам работы с различными источниками. Обучаются правилам составления генеалогического древа.

Из исследовательской работы «Моя родословная» ученика 5 класса:

«История – это прошлое человека. Не только человечества в широком смысле этого слова, но и каждого человека в отдельности.

        У человека должны быть корни. Чтобы передать в наследство своим потомкам, необходимо узнать свое прошлое. И нужно знать не только историю своей страны, но и историю своей семьи, какой след оставили предки в истории России и малой Родины. Мне захотелось узнать, а какие они – мои корни? Оказывается, есть специальная наука, которая и занимается изучением семей и родов. Эта наука называется генеалогией.

        Я решил, что должен попробовать составить древо моей семьи. Оказалась, что это нелегкая и довольно кропотливая работа. Но она увлекла меня, мне захотелось не только вписать фамилии, но и узнать какой след оставили мои предки в истории, чем я могу гордиться и что я могу передать по наследству».

       Получив первые результаты поиска сведений об истории семьи, учащиеся могут составить своё родословное древо.

Изучая свою родословную, народные традиции учащиеся выходят на такие темы исследования:

  • История семьи на фоне истории страны.
  • Мой дед – солдат Отчизны.
  • Репрессии в судьбе семьи.
  • Трудовая биография моей семьи
  • Рушник – символ духовной культуры русского народа.
  • Войны в судьбе моей семьи.
  • Люди, которые живут рядом.
  • Прялка, как элемент духовной культуры.
  • Ценность семейных традиций в англоязычных странах и в России.

Восстанавливая семейную историю, изучая народные традиции, сохранившиеся в семье, учащиеся тем самым приумножают духовные ценности и сами более активно приобщаются к ним. Особенно радует преемственность, когда работу выпускника продолжают его младшие брат или сестра. Совместный поиск информации, изучение своей истории, культурных традиций воспитывает историческую память, способствует формированию активной жизненной позиции, пробуждает и укрепляет интерес к истории страны.

Изучение своей родословной развивает у учащихся гуманистическое мышление, личностное отношение к истории. Учащиеся ощущают самую живую связь с прошлым своей страны, учатся понимать настоящее. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных способствует сохранению исторической памяти, сближению поколений и позволяет приобщить учащихся к изучению истории повседневности, истории семьи, родного края и страны. Сохранение семейной истории, народных традиций, изучение прошлого семьи способствует складыванию у учащихся гражданской позиции, развивает личностное отношение к истории и культуре.

Просмотров: 136 | Добавил: pwndyo | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0